Инновационная деятельность педагога в современном образовании - важнейшая составляющая образовательного процесса.
В настоящее время инновации в образовательном процессе имеют большое значение, так как они в первую очередь направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
На данном информационном ресурсе Вашему вниманию предлагаются материалы, полученные в ходе работы над инновационным проектом «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра».
Временные рамки реализации проекта: 2022 – 2026 гг.
Научное сопровождение проекта (консультант проекта): Шатюк Татьяна Георгиевна, учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.
Участники: педагоги, учащиеся.
В предлагаемых материалах инновационной модели освещены основные вопросы, отражающие актуальность социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра.
В настоящее время в Республике Беларусь успешно реализуется вариативный подход к образованию и социализации лиц с особенностями психофизического развития. Это создает предпосылки для достижения такой цели устойчивого развития, содержащейся в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года A/RES/70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», как «обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». В Республике Беларусь реализуется социально ориентированная государственная политика в сфере образования, которая основывается на приоритетах общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 57, статья 262) и государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы в стране расширяются образовательные возможности для лиц с особенностями психофизического развития. Возможность получения специального образования обеспечивается всем детям, независимо от вида и степени выраженности имеющихся нарушений. Специальное образование направлено на подготовку лиц с ОПФР к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество, что не только повышает качество их жизни, но и содействует достижению социальной справедливости и социальной стабильности в обществе. Однако вопрос социализации и реабилитации детей с нарушением слуха остается актуальным из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе. Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития, как показывает мировой опыт, является общечеловеческой. По отношению к детям-инвалидам по слуху тема социализации является особо актуальной, поскольку отсутствие и/или существенное ослабление слуха напрямую ведет к разным видам депривации: речевой (речь самостоятельно не возникает или изначально страдает фонетическими и лексико-грамматическими дефектами), коммуникативной, информационно-культурной, эмоциональной и, самое главное, – социальной. Неслышащий ребенок из-за указанных депривационных условий развития выпадает из культуры общества. Вернуть неслышащего в общую культуру – важнейшая задача практической сурдопедагогики. Адаптация и интеграция в общество детей с нарушением слуха выступают основной целью их обучения и воспитания. Трудности, которые они испытывают в развитии коммуникативных навыков, формировании эмоционально-волевой сферы, влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие. Особое значение проблема социализации приобретает для детей с нарушением слуха, обучающихся в учреждениях специального образования, в силу ограниченности социальных контактов обучающихся. С целью эффективного включения в социум детей с нарушением слуха необходимо создавать специальные условия для постепенного овладения ими общественно значимым опытом поведения, нормами культуры, общения с окружающими людьми, формирования коммуникативных навыков. Для развития обучающихся как полноценных личностей необходим процесс гуманизации среды, предусматривающий как распространение знаний, так и повышение общей культуры всех членов общества, создание социальных отношений. Одним из наиболее эффективных способов передачи социального опыта, формирования коммуникативной культуры является взаимодействие согласно принципу «равный обучает равного», который обеспечивает передачу достоверной социально значимой информации через доверительное общение «на равных». В решении проблемы повышения эффективности социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха существенную роль может сыграть такая форма работы с ними, как психологический интегративный театр, который выступит в качестве средства коррекции социального и эмоционального интеллекта, личностных особенностей, формирования коммуникативной культуры обучающихся с нарушением слуха. Предполагаем, что психологический интегративный театр станет одним из эффективных способов социальной адаптации обучающихся с нарушением слуха. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых. Суть инновационного проекта заключается в создании дополнительной формы коррекционной работы средствами психологического интегративного театра как новой модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха. Это позволит корректировать их социальный и эмоциональный интеллект, особенности развития личности, препятствующих успешному включению в социум. Идея реализации данного проекта возникла из-за той социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством детей с нарушением слуха через участие театра «Тишина» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их. Инновационный проект ориентирован на создание психологического интегративного театра, в ходе деятельности которого дети с нарушением слуха улучшат навыки социального взаимодействия, научатся выражать свои эмоции более конструктивными способами через средства искусства. В ходе реализации проекта прогнозируется коррекция самооценки, образа «Я» обучающихся, формирование навыков рефлексии и эмпатии, навыков понимания и выражения эмоций и повышение эффективности их взаимодействия с нормотипичными сверстниками и взрослыми. При этом в ходе реализации модели педагоги повысят уровень интеграции собственных психолого-педагогических и дефектологических знаний в единый комплекс, что будет способствовать повышению эффективности работы по социализации и реабилитации обучающихся. У родителей учащихся с нарушением слуха, в свою очередь, снизится уровень психической травмированности в силу осознания ими новых возможностей своих детей, способствующих более продуктивной интеграции в социум в соответствии с их потенциалом. Законные представители получат неоценимый опыт преодоления восприятия себя как родителя «особого ребенка». Целевая аудитория: Предложенные материалы будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха. Научное сопровождение проекта (консультант проекта): Шатюк Татьяна Георгиевна, учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики, кандидат педагогических наук, доцент. Учреждение образования, которое представляет инновационный проект: государственное учреждение образования «Гродненская специальная школа-интернат №2». Адрес, телефон учреждения образования: 230009, г.Гродно, ул. Сухомбаева, 9 8 (0152) 44 36 74 8 (0152) 44 36 73 (факс) е-mail: sosh_gl@mail.grodno.by Руководитель Государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» Солтан Татьяна Валентиновна. Разработчик проекта: Примачек Ирина Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2». Временные рамки реализации проекта: 2022 – 2026 гг. Цель: создание условий для успешной социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра, основываясь на взаимодействии школы-интерната, учреждений образования и структур социума. Задачи:Актуальность инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра»
Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну
Информационная характеристика проекта
«Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра»
Список литературы
08.12.2022 в ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №2» прошел тематический педагогический совет «Арт-терапия как средство социализации и реабилитации для учащихся с нарушением слуха». (отчёт по ссылке) Форма проведения – семинар-практикум. Ответственный за проведение: заместитель директора по учебной работе Примачек Ирина Ивановна. Целью педагогического совета было изучение теоретических обоснований, моделей социализации учащихся с нарушением слуха, условий их реализации в образовательном процессе, системе работы педагогов. В рамках педагогического совета выступили: заместитель директора по учебной работе Примачек И.И., учитель-дефектолог Бакач Л.П., учитель начальных классов Михеденко Н.К., учитель начальных классов Воробьева О.Г., учитель информатики Скурко М.В., педагог-психолог Гавриленко Е.И. Педагогический совет прошел на высоком уровне, плодотворно и результативно, вызвал высокую активность и неподдельный интерес педагогов. Участники предлагали свои подходы к решению вопросов по теме «Арт-терапия как средство социализации и реабилитации для учащихся с нарушением слуха», заинтересованно участвовали в дискуссиях, высказывали свои мнения, давали практические советы. В копилку профессионального мастерства вошло много интересных идей, по реализации заданной темы. В ходе педагогического совета участники провели теоретический анализ проблемы социализации учащихся со слуховой депривацией, рассмотрели особенности формирования коммуникативных навыков, социального и эмоционального интеллекта у обучающихся с нарушением слуха, раскрыли значение арт-терапии как средства социализации и реабилитации для неслышащих учащихся, определили педагогические подходы к организации арт-терапевтического процесса как педагогической новации в условиях реализации инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра». Педагоги получили возможность поучаствовать в мастер-классе «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса», поделились собственным опытом, нашли ответы на вопросы, возникающие в процессе практической деятельности. Подводя итоги педагогического совета участники отметили, что такие мероприятия способствуют профессиональному взаимообогащению и профессиональному росту. Слушатели выразили благодарность организаторам за его насыщенность и эффективность.Методические мероприятия
10 января 2023 года на базе государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2», в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра», прошел в режиме видеоконференции вебинар для студентов-волонтеров педагогического факультета кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» специальности «Логопедия» по теме: «Введение в сурдопсихологию». В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы о психологических особенностях неслышащих, слабослышащих людей и их проявлениях в общении, о развитии устной речи и слухового восприятия у учащихся с нарушением слуха и детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом. (отчёт по ссылке)
15.02.2023 на базе государственного учреждения образования «Гродненская специальная школа-интернат №2», в рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели социализации и реабилитации обучающихся с нарушением слуха средствами психологического интегративного театра», прошел психолого-педагогический семинар по теме: «Актуальные вопросы социализации и реабилитации учащихся с нарушением слуха». (отчёт по ссылке)
автор - Скурко М.В., учитель информатики Интерактивный тренажёр «Театральный словарик» предназначен для обучения детей (в том числе с нарушением слуха), обогащения их словарного запаса, развития речи, обеспечения понимания текста и фактического содержания материала в процессе участия в театрализованной игре в рамках реализации инновационного проекта. 13.03.23 Публикация в печатном издании «Сборник методических разработок и педагогических идей. Часть XV» Педагогическое сообщество «Урок.РФ» стр. 69 Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917, Лицензия на образовательную деятельность №0001058, ISBN 978-5-6043496-0-1, ISBN 978-5-6045920-5-2, УДК 373/377.01/.02(082), ББК 74в.я43 Свидетельство №23-458655, Диплом №23-037202, электронная версия печатного сборника методических разработок и педагогических идей №XV https://урок.рф/images/sbornik_2022_15.pdf автор - Скурко М.В., учитель информатики 22.03.23 Публикация методической разработки - Виды арт-терапии (в инклюзивном образовании) на Педагогическом портале Республики Беларусь автор - Скурко М.В., учитель информатики 18.04.23 Публикация доклада «Эмоциональный и социальный интеллект. Теоретические основы. Особенности формирования и развития в онтогенезе и у детей с нарушением слуха» на Педагогическом портале Республики Беларусь автор - Михеденко Н.К., учитель начальных классов 21.04.23 Публикация «Инновационная деятельность в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №2» на Педагогическом портале Республики Беларусь автор - Примачек И.И., заместитель директора по УР Обобщение опыта работы. Публикации
22.01.23 Публикация интерактивного тренажера «Театральный словарик» на сайте педагогического сообщества Урок.РФ (Сертификат №23-813172, Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917, Лицензия на образовательную деятельность №0001058)
04.05.23 Мастер-класс для учителей «Коррекция и профилактика эмоционального выгорания у педагогов» (отчёт по ссылке) 19.04.2023 Внеклассное мероприятие для учащихся 6-12 классов «Знаем русский» (отчёт по ссылке) 23.03.23 Общешкольное родительское собрание «Мы в ответе за будущее наших детей». (отчёт по ссылке) 21.03.23 Внеклассное мероприятие «Мир моих эмоций» (отчёт по ссылке) 16.03.23 Сюжетно-ролевая игра "В поликлинике" (отчёт по ссылке) 15.03.23 Интерактивная игра-викторина "Наши эмоции и чувства" (отчёт по ссылке) 04.03.23 Посещение культурного центра «Фестивальный» (отчёт по ссылке) 27.02.23 Спортивно–интеллектуальная игра «Спортивный калейдоскоп» (отчёт по ссылке) 23.02.23 Методическая выставка «Калейдоскоп педагогических и методических идей» (отчёт по ссылке) 07.12.22 Встреча с учащимися ГУО "Гимназия №2 г. Гродно (отчёт по ссылке) 13.10.22 Музыкальное поздравление ко Дню матери (отчёт по ссылке)Мероприятия
17.04.2023 Открытый урок по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» (отчёт по ссылке)
25.03.23 Показ театрализованной инсценировки по мотивам сказки Корнея Чуковского «Муха–Цокотуха» (отчёт по ссылке)
13.03.23 Открытие Недели звучащей речи (отчёт по ссылке)
10.03.23 Участие в праздничном концерте к 8 Марта (отчёт по ссылке)
10.02.23 Вместе весело играть! (отчёт по ссылке)
22.12.22 Благотворительная акция "Чудеса на Рождество" (отчёт по ссылке)
03.12.22 Посещение драматического театра (отчёт по ссылке)
02.12.22 Мастер-класс по рисованию «Снеговика» (отчёт по ссылке)
01.12.22 Концерт к Международному дню инвалидов (отчёт по ссылке)
25.11.20 Встреча учащихся с участниками театра «Арлекин» УП "Цветлит" (отчёт по ссылке)
11.11.22 Воспитательный час «Мир эмоций» (отчёт по ссылке)
22.10.22 Беседа-тренинг «Я и мой ребёнок - поиски взаимопонимания» (отчёт по ссылке)
21.10.22 Занятие объединения по интересам «Театр игр и развлечений» (отчёт по ссылке)
07.10.22 Праздничный концерт, посвященный Дню пожилых людей (отчёт по ссылке)